Для государственных заказчиков Иваново и Ивановской области проведение корректировок смет после экспертизы нередко становится важным инструментом оптимизации расходов. Проверка достоверности расчетов позволяет выявить завышенные объемы, устаревшие расценки и неверное применение индексов пересчета. В условиях бюджетных ограничений такая работа особенно актуальна: корректировка смет помогает не только снизить стоимость контракта, но и повысить его прозрачность в рамках 44-ФЗ.
Экономический эффект от корректировок смет подтверждается практикой Контрольно-счетной палаты Ивановской области и положениями Постановлений Правительства № 87 и № 841. В соответствии с Градостроительным кодексом РФ, сметная документация должна отражать обоснованные объемы и достоверные цены, рассчитанные по ТЕР Ивановской области (ред. 2025). Проверка проводится не только на уровне экспертизы, но и на последующих стадиях — при проверках КСП и Казначейства.
В процессе анализа сметных расчетов в регионе наиболее часто выявляются:
Такие нарушения не только искажают итоговую стоимость, но и создают риск признания расходов неэффективными, что фиксируется в отчетах КСП и может повлечь корректировки бюджетного финансирования.
По данным КСП Ивановской области, в 2024 году при проверке проектов капитального ремонта муниципальных учреждений было выявлено завышение сметной стоимости на общую сумму более 42 млн ₽. После проведения корректировок, выполненных с применением ТЕР Ивановской области (ред. 2025), общая экономия бюджетных средств составила около 11 %.
| Показатель | До корректировки | После корректировки | Экономия |
|---|---|---|---|
| Средняя сметная стоимость контракта | 38,5 млн ₽ | 34,2 млн ₽ | 4,3 млн ₽ (11,1%) |
Анализ показал, что ключевым источником экономии стало уточнение объемов и исключение дублирующихся позиций. При этом качество проектных решений и объем работ не были снижены — корректировка позволила только устранить методические ошибки в расчётах.
Практика Ивановской области подтверждает, что корректировка смет после экспертизы — эффективный механизм управления бюджетными средствами. Своевременный анализ и применение актуальной базы ТЕР позволяют заказчику получить достоверную оценку стоимости, снизить риск замечаний контролирующих органов и повысить экономическую эффективность реализации строительных проектов по 44-ФЗ.